Если нет последствий, значит, нет и ошибки
Рената Литвинова: О смерти, абсурдности жизни и реинкарнации жирных чиновников
29.10.12, 14:41 Краснодарский край, Вся Россия

а → А
Рената Литвинова представила в Краснодаре свое новое произведение – картину "Последняя сказка Риты". Спецпоказ прошел в киноплексе "Семь Звезд" сети кинотеатров "Монитор".

Над лентой Литвинова трудилась два года, выступая одновременно в качестве автора сценария, продюсера, режиссера и исполнительницы одной из главных ролей. Снимался фильм на личные средства Ренаты, а также ее со-продюсера и соратника Земфиры Рамазановой, которая написала к картине саундтрек. Из-за ограниченности бюджета съемки проходили практически в одном павильоне, в качестве камеры использовался фотоаппарат MARK II, а большинство актеров работали исключительно на энтузиазме.

В ходе пресс-конференции и в интервью порталу ЮГА.ру Рената Литвинова рассказала о деталях создания картины, а также о мелкооптовой торговле гробами и беззащитности архитектуры.

В этом фильме Вы и автор сценария, и режиссер, и исполнительница одной из главных ролей. В какой из этих "должностей" ощущали себя наиболее комфортно?

- Все-таки в роли автора. Мне скучно быть только актрисой. Если я снимаюсь только как исполнительница роли, то всегда подхожу к монитору, подправляю свет у оператора, меня неотвратимо тянет порежиссировать. И, думаю, когда покину кино, буду писать. Это самое любимое – сочинять истории.

А режиссер Литвинова и актриса Рената часто спорят в творческом процессе?

- Нет, что вы. Мне с собой было очень легко. Это, можно сказать, одни из самых идеальных отношений. Я вообще-то не хотела сниматься в своем фильме, но у меня слетела одна актриса, а договариваться на такой длительный и мучительный проект с кем-то очень тяжело. И тогда я решила поработать сама с собой. Я вообще всегда говорю, что люблю работать с теми, кто хочет работать со мной. Я никого не буду уговаривать.

То есть эта роль не писалась под Вас?

- Нет. Но мне теперь кажется, что если бы это была та актриса, это было бы мрачнейшее произведение!

В фильме Вы – ангел смерти, сопровождающий в мир иной красивую душу. А что такое "красивая душа" для Вас? Если бы такие ангелы смерти существовали на самом деле, как бы они распознавали такие души и отличали их от других?

Красивая душа в моем понимании – это душа, способная любить. И вот наша главная героиня Маргарита – ее ценность и сила, и красота – в любящем сердце.

Впервые история Риты Готье появляется в "Увлеченьях" Киры Муратовой…

- Это мое любимое литературное имя. В некотором смысле история биографичная – у меня была врач-участковая Маргарита Готье. И все дикие люди у нее спрашивали: "Маргарита, а вы какой нации?" Так что это что-то из детства… Потом, Маргарита Готье – это "Дама с камелиями" Александра Дюма, из оперы "Травиата"… Это героиня, которая приговорена умереть молодой и пронзить все наши души.

Но снимать полноценный фильм Вы решились только сейчас. Фильм о смерти – это какая-то особая потребность души или сердца? Вот и Балабанов в своей последней картине освещает тему смерти... Или это просто какой-то определенный этап в творчестве?

- Что-то из тебя растет быстро, а что-то годами растет каким-то кристаллом, этот замысел прорывает тебе кожу, и ты не можешь его не снять. Он из меня 15 лет прорастал-прорастал и вот так вырос. Я хотела снять этот сюжет, но он был столь дик в пересказе, может быть даже на бумаге столь ужасающ, что я поняла, что мне бессмысленно искать на него деньги. И я решилась на такой вот отчаянный жест – финансировать его сама.

Ограниченный бюджет картины давал о себе знать?

- Все снималось практически в одном подвале и полулегально на улицах. Денег на подкуп московских властей у нас не было. Иногда, конечно, доходило до абсурда. Например, когда я звонила, заказывала гроб для одной сцены, оказалось, что нельзя купить один необитый гроб. Я заделалась оптовиком, звонила, спрашивала, какая самая маленькая партия. Они говорят: нужно купить девять гробов. Я говорю: "Мне девять не надо". А они: "Ну, что вы, столько тел не накопите"? Я говорю: "Мне нужен необитый". Она: "Зачем? Мы вам красиво обобьем". (смеется) А говорят, что я снимаю какой-то ужас – на самом деле жизнь абсурднее.

Жанр фильма Вы определили как "кино Ренаты Литвиновой". Для Вас самой, что значит это определение?

- Хоть фильм и на грустную тему, что все мы смертные. Но это все- таки светлый фильм, который не разрушает смотрящего. Вообще я не могу себя назвать реалистом, в моих фильмах много сказочного, абсурдистского и комичного. Я занимаю нишу авторского камерного коммерческого режиссера, которая меня вполне устраивает.

Земфира Рамазанова значится в качестве со-продюсера фильма. Она отвечала только за музыкальную составляющую или помогала еще в чем-то другом?

- Она была моим единственным соратником на картине, и мы практически вдвоем, безо всякого штата сотрудников сделали этот проект. И ее участие было во всем, она даже еду для съемочной группы на площадку привозила, чем, конечно, шокировала некоторых актеров. Она да, гений, а вот привезла пироги.

Вы уже во втором фильме используете саундтреки Земфиры. Не возникало желание снять ее в качестве актрисы?

- Вот ее очень многие приглашают как актрису. И даже Кира Георгиевна Муратова до меня ее очень просила сняться в роли. А Земфира сказала: "Вы ж тогда, Кира Георгиевна, сыграете у меня на барабанах?" Она ответила: "Это не моя профессия". То есть каждый должен заниматься тем, чем он занимается. Это меня вот спрашивают, почему я сама не спела в своем фильме? (В "Сказке" есть сцена, где героиня Ренаты поет песню голосом Земфиры) Это после Земфиры, представляете, вдруг я начну петь. Я всем говорю, и вам скажу, что если я начну петь, то любой из вас меня может сдать в психбольницу – значит, я точно выжила из ума.

В фильме часто мелькает тема сноса старинных зданий. Вас эта проблема так сильно волнует?

- Это варварство. Если говорить про мою гражданскую позицию, я, конечно, всегда буду выступать против этих чиновников, которые из-за алчности что-то делают, они должны нести за это ответ. И всегда им предрекаю, что вот они думают, что грехи не наказуемы, а мне кажется, что они вернутся на эту планету обратно, и поселятся их души в эти уродливые новые здания. Там они будут маяться в своих брюках, в своих костюмах, жирные… и алчные. Но свои денежки даже не смогут потратить, потому что будут мертвые мотаться. Вот бы они услышали это!
Это, кстати, безобразие, что у нас так беззащитна архитектура, что совершаются архитектурные преступления, у нас абсолютное бесправие в этом смысле. Но с другой стороны, понимаете, когда я начинаю говорить про здания, мне говорят: у нас люди беззащитные, дети беззащитные, старики, а вы говорите об зданиях. (вздыхает) И я отхожу в сторону.

А как в фильм попал такой интересный персонаж, как хорек?

- Я просто подумала, что у моей героини не может быть никаких друзей среди людей, и я придумала ей вот такого друга – спесивый хорек. В жизни они вообще аховые. Пахнут отчаянно.

Проблем с этим не возникало?

- Я не знаю, как там хозяева с ними нянчатся. Они очень игривые, приятные, но кусачие вот, это правда, в неожиданный момент они могут начать кусаться, и они дико, дико пованивают. Это даже не сравнить со страшной помойкой. Это 10 помоек! Его нам хозяева давали в аренду – тысяча рублей в день. А так в кадре все из "частных коллекций", многое из моих вещей, что-то брали в аренду в антикварном магазине.

В кадре постоянно кто-то курит. А наш премьер-министр недавно выступил с обращением о запрете курения в общественных местах. Как думаете, не повлияет ли это на судьбу "Сказки"?

- Вы знаете, когда что-то очень активно запрещаешь, по-моему, люди начинают делать это еще больше и активнее. Это у нас было уже и с алкоголем.
Понимаете, в искусстве очень трудно найти, так сказать, рамки и запрещать, чтобы герои не прикасались к сигаретам. Это же такой символ саморазрушения, а человек склонен к саморазрушению.
И потом…самые лучшие голливудские картины наш министр тоже запретит, да? Где курят замечательные Хамфри Богарт, Рита Хейворд, Мерилин Монро? Что, вот он запретит всю мировую классику? Я считаю, что это абсурдно и глупо. Я понимаю, что не нужно это делать, специально пропагандирую курение, но как некий символ, как образ ты не можешь это запретить. Это называется двойные стандарты. Ханжеские чиновничьи запреты были во все времена. Я считаю, что это абсурд.

Кроме всего прочего, Вы еще и художник по костюмам. Вы начали создавать одежду потому, что Вам не нравится, как одеваются наши женщины?

- В России самые красивые женщина в мире, самые добрые и сильные. Вообще Россия – очень женская страна, нас здесь большинство, судя по статистике. А своими коллекциями я даю им свою версию, как можно одеваться.

Есть дальнейшие планы на модную индустрию?

- Я себя вообще не мыслю в модной индустрии! Но, вы представляете, такой парадокс: я трачу деньги на кино, заработанные в моде. Это какой-то анекдот. Но именно мода дала мне возможность снять эту картину, потому что я делала капсульные коллекции для одного бренда три года. За это время у магазинов бренда появилась новая, молодая аудитория. А то раньше был такой ужас, когда я туда приходила: те, кто обычно ходил в магазин, – пожилые, в теле – кричали из примерочных: "А что ж, нету ничего побольше, что ли? Что же все на таких… худых?!" Но туда, наконец, стали ходить молодые дамы. И вот именно этот гонорар я потратила на свой фильм.

После просмотра окончательного результата хотелось ли что-то поменять?

- Нет, нет! Я не хочу туда больше возвращаться. Нет. Эти два года… Знаете, я очень много переснимала, поскольку было очень много брака – была очень большая проблема с операторами, я переснимала, и переснимала. Потом со звучанием была проблема мучительная, потом были долгие поиски монтажера… Это был кошмар!
Я вот просто отпустила от себя этот фильм. Я не разрешаю себе думать, что что-то бы могла переделать. Все, что могла переделать, я переделывала до самого последнего момента. Еще где-то за два месяца до премьеры я что-то переделывала. Переделывать можно только три раза. Потом ты теряешь свежесть восприятия и начинаешь ухудшать. Нельзя возвращаться. Ты должен отпускать от себя произведение. Ну, как людей.

Писали, что в детстве мама приучала Вас ходить в кино, брала с собой на сеансы…

- Приучала? У меня просто не было выхода. (смеется)

- …брала с собой Вас и еще пакет с яблокам. Вы сейчас в кино часто ходите? Так же, с яблоками?

- Сейчас я уже столько яблок не съем, мне кажется. А вообще я жертва кинематографа, я фанат кино, я обожаю ходить в кинотеатры. Сейчас я почти каждый день смотрю "Эркюля Пуаро", меня так успокаивает. А потом, знаете, я во МХАТе я сейчас играю Ромэйн в "Свидетеле обвинения" Агаты Кристи . Когда-то эту роль играла Марлен Дитрих у Билли Уайлера. То есть, изучаю жанр. Наверное, мое следующее кино будет какой-нибудь детектив.

Чем Вы вдохновляетесь?

- Ну, это сложно определить, это такая интимная тема… Но все время я думаю: для кого я делаю картины? Все равно ты снимаешь их, в конце концов, для себя, и хочется, чтобы тебя похвалили люди, которых ты любишь. Ничье не важно мнение, как того человека, которого ты любишь. Вот если он тебя похвалил, то все! Все в порядке.

Вам нравится жить и творить в России? Место для Вас вообще имеет значение?

- В каком-то смысле не имеет. Везде мы найдем свои испытания. Это иллюзия, что человек, перемещаясь с одной территории на другую, избегает трудностей. Там приходят свои. Я люблю место, где родилась, и разве не доказываю свою любовь тем, что снимаю здесь фильмы в достаточно боевых условиях на свои деньги, и никуда не бегу? Я хочу работать в этой стране. Мне кажется, это лучшее доказательство любви к моей несчастной родине.
Автор: Елена Лободина

Мой коммент. В прошлое воскресенье слушала ее интервью В. Познеру. Правда, урывками, но все равно необычно, заинтересовывает, теперь хочу в инете целиком глянуть. Необычный видно она человек. Во всяком случае интерес вызывает, а это главное для деятелей шоубиза.

Комментарии
06.11.2012 в 19:23

Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
Рената Литвинова когда-то вела программу, кажется на НТВ, про кино. Так вот, именно эта программа положила начало моему просвящению в области кинематографа. Благодаря ней я познакомилась с величайшей классикой "другого кино", в том числе и с моим любимым фильмом - "Заводной апельсин". И программа у неё была очень хорошая, и подборка фильмов - как раз то, что нужно знать начинающему киноману. Поэтому очень уважаю Литвинову. Как режиссер, правда, она меня не впечатляет, но она не так давно начала режиссировать, интересно будет посмотреть её новый фильм.